Главный дом Трубецкой-Бове

Главный дом Трубецкой-Бове, Москва, конец XVIII в.

Главный дом Трубецкой-Бове,
Москва, конец XVIII в.

В конце марта 2014 года Президент России поддержал проект создания Музея военной истории России в Москве, осуществляемого Минкультуры России совместно с Российским военно-историческим обществом.

Музей будет размещаться в зданиях объекта культурного наследия «Городская усадьба (бывший дом Боткина) — Главный дом Трубецкой-Бове (конец XVIII в., частично перестроен в 1817 г.) — Ограда и служебные корпуса (1841 г.)».

Объекты находятся в оперативном управлении ФГБУК АУИПИК.

В настоящее время разрабатывается проектная документация для проведения ремонтно-реставрационных работ. Силами РВИО ведется работа над концепцией музея и ее экспозиционным наполнением.

Историческая справка:

Дом №4 — это бывшая городская усадьба Тургеневых-Боткиных, является памятником архитектуры. Первым владельцем этой усадьбы был Иван Петрович Тургенев (1752-1807) — известный масон (из ложи Н.Н.Трубецкого), общественный деятель, член новиковского "Дружеского учёного общества". Когда Н.И. Новикова арестовали и поместили в Шлиссельбургскую крепость, Тургенев был выслан в родовое имение в Симбирскую губернию. С воцарением Павла I в 1796 г. он был возвращён в Москву и вскоре назначен на должность директора Московского университета, которую занимал до 1803 г. Четыре сына Ивана Петровича также хорошо известны в русской истории и культуре.

Старший сын — Андрей Иванович Тургенев (1781-1803) — известен как поэт и друг В.А. Жуковского. Вместе с ним он учился в благородном пансионе при Московском университете. По окончании курса, Тургенев поступил в московский архив Коллегии иностранных дел, но вскоре перешёл на службу в Санкт-Петербург к Н.Н. Новосильцеву, в комиссию составления законов. В 1802 г. был послан курьером в Вену, и вскоре по возращении оттуда скончался. Жуковский почтил память Тургенева прекрасными стихами. Лучшее стихотворение Тургенева "Элегия" помещено в "Пантеоне русской поэзии" (1815, часть 4). Он был организатором "Дружественного литературного общества", которое объединило участников литературных кружков, ранее возникших среди воспитанников пансиона и университета. Кроме Тургенева и Жуковского участниками общества были будущие профессор русской словесности Алексей Мерзляков, журналист и литератор Александр Войков (в его доме на Девичьем поле проходили их собрания), братья Андрей и Михаил Кайсаровы, Семён Родзянко.

Александр Иванович Тургенев (1785-1846) воспитывался в том же пансионе, потом изучал историко-политические науки в Геттингенском университете. Служил в министерстве юстиции, принимал участие в трудах комиссии составления законов, сопровождал императора Александра I за границу, в 1810 г. назначен директором департамента главного управления духовных дел иностранных исповеданий; имел звания помощника статс-секретаря в государственном совете и старшего члена совета комиссии составления законов. Знаком он был со многими представителями науки и литературы тех лет — с Н.М. Карамзиным, И.И. Дмитриевым, М.М. Херасковым, П.А. Вяземским, входил в литературный кружок "Арзамас", принимал участие в судьбе К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина. Тело последнего Александр Тургенев провожал в Святогорский монастырь. Много работая в иностранных архивах, он собрал ценные документы по древней России.

Два других сына И.П. Тургенева пошли по тем же стопам и закончили сначала благородный пансион Московского университета, а затем учились в Геттингене. Николай Иванович Тургенев (1789-1871) в 1812 г. поступил в Комиссию составления законов, а на следующий год назначен русским комиссаром Центрального административного департамента союзных правительств, во главе которого стоял барон Штейн. С 1816 г. он помощник статс-секретаря Государственного совета. С 1819 г., кроме того, управляющий 3-м отделением канцелярии Министерства финансов. Потом он вошёл в тайную организацию "Орден русских рыцарей" и в "Союз благоденствия", целью которых было уничтожение самодержавия и крепостничества. В 1821 г. стал одним из организаторов и учредителей "Северного общества", которое в декабре 1825 г. организовало знаменитое выступление в Петербурге. Однако с 1824 г. Николай Тургенев находился в заграничном отпуске, и само декабрьское выступление прошло без него. Он был привлечён по делу декабристов, но вернуться в Россию отказался. Власти осудили его заочно и приговорили 10 июля 1826 г. к вечной каторге. Тургенев остался политэмигрантом и до самой смерти жил сначала в Англии, а потом во Франции. В 1856 г. он обратился с прошением о прощении к императору Александру II и ему вернули право на чины и ордена, а детям его были дарованы все прежние права по происхождению. Умер он 1871 г. близ Парижа на своей вилле "VertBois".

Самый младший сын И.П.Тургенева Сергей (1792-1827) известен менее своих братьев. Он тоже был дипломатом.

О братьях Тургеневых советский писатель Анатолий Виноградов (1888-1946) написал "Повесть о братьях Тургеневых", вышедшую в свет в 1932 г.

Иван Петрович Тургенев скончался в 1807 г. и, поскольку к тому времени все сыновья жили в Петербурге, московский дом был продан "дерптскому первостатейному купцу" Христиану Фе. В 1812-м усадьба сгорела и была отстроена только через несколько лет. 12 октября 1832 г. её купил с аукционного торга московский купец 1-й гильдии, один из пионеров чайного дела в России Пётр Кононович Боткин (1781-1853). В доме поселилась ещё одна семья, сыгравшая большую роль в истории русской культуры. "Дом Боткиных, — вспоминал современник, — принадлежал к самым образованным и интеллигентным купеческим домам в Москве. В нем сосредоточивались представители всех родов художеств, искусства и литературы, а по радушию и приветливости хозяев ему не было равных".

П.К. Боткин начал торговать чаем ещё в екатерининские времена. К началу XIX века он стал самым известным в России поставщиком китайского чая. Через год после смерти основателя, в 1854 году, был основан Торговый дом "Петра Боткина сыновья", который в числе первых начал завозить в Россию кантонский чай (через Одессу и порты Польши, которая тогда входила в состав Российской империи), индийские и цейлонские чаи. Фирма имела представительство в Лондоне, а в 1869 году построила чаеразвесочную фабрику в Москве. П.К. Боткин имел многочисленное потомство.

Василий Петрович Боткин (1811-1869), старший сын, был известным писателем и критиком. Окончив частный пансион В.С. Княжева, он занялся самообразованием и увлёкся искусством и философией. В 1830-е гг. Боткин начал печататься, вошёл в кружки Н.С. Селиванского и Н.В. Станкевича. В доме Боткиных появлялись В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, А. А. Фет. Здесь часто бывали А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. В. Гоголь, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, А. В. Кольцов, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, А. В. Дружинин, Д. В. Григорович, Л. Н. Толстой и многие другие. Один из завсегдатаев боткинского дома А. Галахов вспоминал: "Краевский приехал на побывку в Москву и остановился у В.П. Боткина. Каждое утро я отправлялся к ним на чаепитие и веселую беседу. В один из таких визитов неожиданно является Гоголь, по возврате из чужих краев, — каких именно, тоже не помню... Гоголь, на мой взгляд, изменился: похудел, стал серьезнее, сдержаннее, не выказывая никаких причуд или капризов, как это им делалось нередко в других более знакомых домах. Боткин предложил где-нибудь сообща пообедать. Гоголь охотно согласился: "Чего же лучше, — прибавил он, — как не в гостинице "Яра", близ Петровского парка". Таким образом, мы провели время вчетвером очень приятно".

По приглашению В.Г. Белинского Василий Петрович Боткин стал сотрудничать в качестве очеркиста и рецензента в журнале "Телескоп" и газете "Молва", а затем в журнале "Московский наблюдатель". В 1840-е гг. Боткин принимал активное участие в "Отечественных записках", где поместил ряд статей об искусстве и произведениях иностранной литературы, а позднее — в "Современнике", в котором печатал свои "Письма об Испании". Эти письма привлекли всеобщее внимание, и вышли в 1857 г. отдельным изданием. Женат он был на некой француженке с Кузнецкого моста. Причём, довольно-таки неудачно. Их отношения описал Герцен в очерке "Базиль и Арманс" ("Былое и думы", т. II). Герцен так пишет о Боткине: "Резонёр в музыке и философ в живописи, он был одним из самых полных представителей ультра-гегельянцев. Он всю жизнь носился в эстетическом небе, философских и критических подробностях. На жизнь он смотрел так, как Ретшер на Шекспира, возводя всё в жизни к философскому значению, делая скучным всё живое, пережёванным всё свежее, словом не оставляя в своей непосредственности ни одного движения души". После смерти Белинского его литературная деятельность поблекла и он только изредка публиковал путевые очерки. А путешествовал он очень много. Умер Василий Петрович Боткин в 1869 г., завещав 70 тысяч руб. на научные и художественные учреждения. Собрание сочинений его вышло в трёх томах в 1890-93 годах. Незадолго до смерти Боткин предпринял собрание материалов для обширной истории искусств, но выполнить этой работы не успел.

Николай Боткин (1813-1869) почти всю жизнь провёл в путешествиях. В Риме он познакомился с Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым. Особенно близкие отношения установились у Николая Петровича с Гоголем, который звал его "добрым малым". В 1840 г. Боткин буквально спас от смерти тяжело заболевшего писателя. Он нашёл его в Вене страдающим от приступов жесточайшей лихорадки. Николай Петрович вывез Гоголя из гостиничных номеров, устроил у себя, выхаживал и потом поехал с ним в Рим. Смерть Николая Боткина была безвременной. Он погиб от несчастного случая в мае 1869 г. (в том же году, что и старший брат), в Будапеште, возвращаясь на родину из далёкого путешествия по Египту, Палестине и Сирии.

Дмитрий Боткин (1829-1889) был совладельцем чаеторговой фирмы "Петра Боткина сыновья" вместе с братом Петром. Образование он получил в образцовом по тем временам пансионе Эннеса, давшем ему прекрасное знание французского и немецкого языков. После его окончания он, как один из старших сыновей, был, согласно желанию отца, сразу же приставлен к семейному торговому делу. В молодости увлёкся коллекционированием картин, акварелей, скульптуры и пр. и до конца жизни занимался собиранием произведений искусства. В 1859 г. старший брат Василий подарил ему несколько полотен, которые и послужили началом галереи. К концу жизни Дмитрий Боткин слыл в Москве одним из известнейших собирателей и знатоков искусства. Основу его коллекции, которую ставили в один ряд с Третьяковской галереей и галереей К.Т.Солдатёнкова, составили произведения живописи французской и немецкой школы. Одним из первых в России оценивший Курбе, Коро, Милле, Дмитрий Боткин далеко опередил академические вкусы своего времени. В 1862 г., уже будучи потомственным почетным гражданином и купцом 1-й гильдии, он покинул дом в Петроверигском и перебрался на Покровку (д.27).Позже перенёс туда и свою галерею. С 1877 г. и до самой смерти он был председателем Московского общества любителей художеств. Коллекцию его унаследовали сыновья — Сергей (который увёз свою долю в Париж) и Пётр (его часть в 1903 г. насчитывала около 130 полотен, некоторые из них после 1917 г. поступили в Музей изящных искусств).

Пётр Петрович Боткин (1831-1907) после смерти отца возглавил семейную фирму. Фирма под его руководством процветала и вскоре была преобразована в товарищество. Пётр Боткин был ярким представителем московского купечества нового поколения. Он настолько сроднился с Москвой, что его нельзя было "вытащить из амбара". За границу он выезжал редко. В обществе совсем не бывал. Даже к ближайшим родственникам всегда только "заскакивал", никогда не оставаясь обедать. Отмечали его тонкий и саркастический ум. Пётр Петрович был весьма энергичным старостой в церкви Успения на Покровке и одновременно церковным старостой Архангельского собора. Позднее стал старостой в открывшемся храме Христа Спасителя.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889) — знаменитый терапевт, основоположник научной клиники внутренних болезней в России, общественный деятель. С.П. Боткин родился в Москве на Земляном валу (ул. Земляной вал, д.35; в 1959 г. на этом доме установлена мемориальная доска). Детские он годы провёл в отцовском доме в Петроверигском переулке. Первоначальное образование получил в московском пансионе Эннеса. Под влиянием людей, принадлежавших к известному кружку Станкевича, Боткин решился поступить в Московский университет, но приём на все факультеты в конце 1840-х годов был крайне ограничен; неограниченный приём оказался на одном медицинском факультете, на который Боткин поневоле и поступил. В 1855 г. он окончил курс и немедленно был послан на театр военных действий, где работал в бахчисарайском лазарете великой княгини Елены Павловны, под руководством Н.И. Пирогова. По окончании войны, заслужив весьма лестный отзыв от Пирогова, Боткин отправился за границу, работал в Париже у Клод-Бернара, в Берлине — в клиниках у знаменитого профессора Траубе, в патологоанатомическом институте Вирхова и в лаборатории Hoppe-Seyler'а. Вернувшись, Боткин стал преподавать в медико-хирургической академии, где вскоре заместил профессора Шипулинского в качестве руководителя терапевтической клиники Вилье. В начале 1860-х годов Боткин был назначен совещательным членом медицинского совета министерства внутренних дел и военно-медицинского ученого комитета, в 1873 г. — лейб-медиком. Тогда же он был избран председателем общества русских врачей в Санкт-Петербурге. Чрезвычайно плодотворна была деятельность Сергея Петровича в качестве гласного петербургской городской думы. В 1886 г. Боткин был назначен председателем комиссии по вопросу об оздоровлении России. Эта комиссия собрала драгоценный материал по вопросу о санитарном состоянии России. Боткин весьма сочувственно относился к женским врачебным курсам и после закрытия первых курсов энергично хлопотал об учреждении их вновь при одной из городских больниц. В пользу женских врачебных курсов он предоставил капитал покойного Кондратьева, передавшего Боткину 20 тысяч рублей для благотворительных целей. Скончался С.П.Боткин 12 декабря 1889 г. в Ментоне, от болезни печени, осложнившейся болезнью сердца. Его именем была названа созданная им городская барачная больница; Общество Русских Врачей в Санкт-Петербурге собрало капитал свыше 100 тысяч рублей для устройства приюта для престарелых врачей и их семейств и установило ежегодное торжественное заседание в память Боткина.

Михаил Боткин (1839-1914) стал художником. Первоначальное воспитание получил под руководством старшего брата, Василия Петровича, дома, а затем в гимназии. В 1856 г. поступил в Академию художеств, где занимался живописью под руководством профессора Завьялова и Ф.Бруни. Прожил несколько лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Здесь он сблизился со многими русскими художниками, и в особенности с Александром Ивановым, творчество которого почитал всю жизнь. Возвратившись из-за границы, Боткин выставил в Академии две картины, "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые получил звание академика. Много занимался гравированием крепкой водкой (eauforte). Как и брат Дмитрий, Михаил Боткин был одним из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени и, пожалуй, самым известным из братьев в этой области. Он владел уникальной коллекцией произведений прикладного искусства: античного, византийского, древнерусского, готического и ренессансного. Она могла конкурировать с лучшими частными собраниями Европы. Михаил Петрович в течение примерно 50 лет собирал предметы художественной старины. Подолгу живя за границей, в особенности в Италии, во время своих многочисленных путешествий по Европе и миру он приобрел немало сокровищ. Были в собрании и редкие картины старинных мастеров: Пентуриккио, Боттичелли, АндреаМантенья. Еще одна отличительная особенность коллекции Михаила Петровича — огромное число работ А.А. Иванова. "Ивановское собрание" насчитывало более 100 картин и было настолько значительным, что вызывало зависть даже у таких собирателей, как Третьяков и Солдатёнков. В 1880 году коллекционер на свои средства издаёт важнейшую для истории русского искусства книгу "А.А. Иванов. Его жизнь и переписка". По существу, это были первые монографии о гениальном русском художнике. Уникальная коллекция Боткина располагалась в его петербургском доме на Николаевской набережной Васильевского острова, в нижнем этаже особняка, в пяти комнатах. Две из них были отданы произведениям А.А. Иванова. Коллекция была доступна для посещения — любой зритель мог свободно прийти в воскресенье и осмотреть собрание. В его доме, особенно широко открытом для молодежи, в студенческие годы бывали Александр Блок и Любовь Менделеева. Впоследствии коллекцию М.П. Боткина постигла участь многих других крупных художественных собраний России. Во время I мировой войны, уже после смерти Михаила Петровича, собрание этюдов Иванова было продано Русскому музею, сама коллекция сдана на хранение в Эрмитаж, византийские эмали упрятаны в сейф. После Октября 1917 г. все это было конфисковано государством.

Ещё у Петра Кононовича Боткина было пять дочерей. Старшая из дочерей от второго брака П.К. Боткина — Екатерина Петровна — в 1851 г. вышла замуж за известного в Москве фабриканта — старообрядца Ивана Васильевича Щукина. У них было многочисленное потомство — 11 детей (пять дочерей и шесть сыновей). Сыновья унаследовали от Боткиных страсть к искусству, стали известными коллекционерами и меценатами. Особенно прославили себя Сергей — создатель знаменитого собрания нового французского искусства и Пётр, собравший редкостную коллекцию русской старины, переданную им затем в Исторический музей. Через своих сестёр, жен и дочерей Боткины были связаны родственными узами со многими не только купеческими, но и дворянскими семьями, с интеллигенцией Москвы и Петербурга. В 1857 г. ещё одна из сестер Боткиных — Мария Петровна — выходит замуж за известного поэта Афанасия Фета (Шеншина) — помещика, владельца имения в Орловской губернии. Супругом младшей дочери П.К. Боткина, Анны, был известный в Москве профессор, доктор медицины П.Л. Пикулин. В молодые годы он входил в состав кружка Т.Н. Грановского, дружил с А.И. Герценом, был на дружеской ноге с известными меценатами и коллекционерами, прежде всего с К.Т. Солдатёнковым, со многими писателями, артистами, художниками. Собрания у Пикулина оставили значительный след в жизни литературной и художественной Москвы.

В 1958 г. на доме была открыта мемориальная доска историку Т.Н.Грановскому, который жил здесь в 1850-51 гг. В фирме Боткиных работал отец знаменитого физика П.Н.Лебедева, который, как считают историки, родился в правой пристройке к главному дому.

К концу XIX в. хозяйкой усадьбы была дочь Петра Петровича Анна, которая поселилась в ней вместе с мужем, купцом Андреевым, занявшим должность директора товарищества чайной торговли "Петра Боткина сыновья". Другая дочь П.П.Боткина — Вера — в 1887 г. вышла замуж за Николая Ивановича Гучкова (1860-1934), будущего московского городского головы (в 1905-13 гг.) и общественного деятеля, брата знаменитого политика начала XX века А.И. Гучкова. К 1917 г. Н.И.Гучков возглавлял чайное товарищество и дом принадлежал ему.

В советское время в бывшей усадьбе Боткиных расположились различные конторы. Например, Московский совет по туризму и экскурсиям... Сейчас в этом доме офис частной компании.

Источник: www.auipik.ru

  • Пятница, 29 июля 2016

Виньетка

Если Вы желаете опубликовать статью, материалы исследовательских работ, поделиться опытом или высказать свое мнение по вопросам, касающимся сохранения и использования памятников истории и культуры, высылайте информацию в редакцию журнала: red@ohrangos.ru