Выпуск №3 (2016)

Вид на северный фасад дворца Шан-Сюр-Марн

Вид на северный фасад дворца Шан-Сюр-Марн

Дворец Шан-сюр-Марн является одним из самых великолепных образцов классической архитектуры в столичном регионе Иль-де-Франс. Расположенный недалеко от Парижа, изначально он являлся частью обширных землевладений финансиста Поля Пуассона де Бурвале, жившего в эпоху царствования Людовика XIV. Построенный между 1703 и 1707 годами по проекту архитекторов Пьера Буле и его сына Жана-Батиста Буле де Шамблен в отдаленной сельской местности, замок Шан-сюр-Марн является истинным образцом загородного дома типа «maison de plaisance», где монарх и аристократия могли отдохнуть от строгостей дворцового этикета в кругу немногочисленных приближённых.

Дворец Шан-сюр-Марн и его знаменитые гости

Дворец Шан-сюр-Марн и его знаменитые гости

Построенный для Шарля Ренуара де Ла Туанна и Поля Пуассона де Бурвале, замок Шан побывал собственностью принцессы Конти, дочери короля Людовика XIV и Луизы де Ла Вальер, а затем и других герцогов де Ла Вальер. Луи Сезар де Ла Бом Ле Блан, герцог де Ла Вальер, принимал там в 1739 — 1763 годах литераторов и энциклопедистов, в частности, Вольтера. Маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV, арендовала поместье с 1757 по 1759 год и внесла за это время ряд значительных улучшений в декор интерьеров.

Людовик и Луиза Каэн д’Анвер, чета богатых банкиров, были последними частными владельцами усадьбы с 1895 по 1935 год. Они пригласили восстановить замок Андре-Вальтера Детайёра; реставрацию довершили коллекции искусства и ценная мебель. Каэн д’Анвер организовывали в замке многочисленные приемы. Между 1895 и 1922 годами в их резиденции побывали такие личности, как Марсель Пруст и король Испании Альфонс XIII.

Людовик Каэн д’Анвер

Людовик Каэн д’Анвер

В 1935 году граф Шарль Каэн д’Анвер передал поместье государству, и 24 июля того же года замку был присвоен статус исторического памятника. Он стал официальной президентской резиденцией республики. Двадцать глав государств, в основном, африканских, останавливались там в 1959 — 1969 годах в контексте деколонизационной политики Франции по приглашению генерала де Голля, например, президент республики Сенегал Леопольд Седар Сенгор, король Марокко Хасан II и президент Центрально-африканской республики Жан- Бедель Бокасса.

Луиза Каэн д’Анвер

Луиза Каэн д’Анвер

Дворец Шан-сюр-Марн —
свидетель новых стандартов комфорта

Внутреннее устройство дворца было разработано с большим вниманием к удобству перемещений между различными внутренними пространствами. Залы и комнаты с отдельными входами из коридоров распределены симметрично по обе стороны от парадной приемной в центре. Монументальная лестница находится слева от прихожей, ведущей к салону. Эти комнаты меньше по размеру, но более светлые и комфортабельные.

Это новое внимание к комфорту явилось свидетелем изменений в самом французском обществе. Эти изменения нашли свое отражение и в появлении новой комнаты для приема пищи — столовой. До тех пор для этих целей не существовало специальной комнаты — при необходимости пообедать столы на подставках просто ставились по мере необходимости в любом помещении. Столовая дворца Шан была одной из первых, появившихся во Франции.

Необычная планировка, наличие ротонды в саду, прямоугольная форма здания, комнаты с отдельными входами, столовая, повышенное внимание к естественному и искусственному освещению — все это сделало дворец главным примером комфортной и удобной жизни своего времени.

Дворец Шан-сюр-Марн

Таким образом, архитектурный план дворца стал образцом для постройки других аристократических резиденций и был процитирован в нескольких трактатах по архитектуре, в том числе двух важнейших работах XVIII века: «О распространении аристократических резиденций и украшении зданий» Жака Франсуа Блонделя (1737) и «Искусство строительства загородных домов» Шарля Этьена Бризё (1743), а также в более общих теоретических трудах, таких как «Курс светской архитектуры» того же Блонделя (1771-1777).

Дворец Шан-сюр-Марн

Собрание искусства

Этот архитектурный памятник отражает эстетические вкусы семей из высших финансовых кругов XIX века, таких как Ротшильды или Камондо. Также важно отметить, что Луи Каэн д’Анвер выбрал архитектора Вальтера-Андре Детайёра не случайно: он четко следовал по стопам своего отца, Ипполита-Александра Детайёра, архитектора, обожаемого аристократией XIX века, который создавал дворцы в изобильном и богатом стиле рококо.

Во дворце находится обширная коллекция предметов искусства, собранных владельцами и приобретенных государством за два миллиона франков. Коллекция включает в себя уникальные предметы декора XVIII века, в том числе люстру Андре Шарля Буля, пару угловых диванов, кресла, покрытые гобеленами из Бове и Обюссона, шедевры краснодеревщиков Жоржа Жакоба, Шарля Топино и Жана-Жоржа Шлихтига. Среди мебели XIX века тоже есть исключительные произведения, в том числе большая ширма двенадцати сегментов и почти шести метров в длину, покрытая лаком из Короманделя, украшенная золотом и расписанная разными цветами. Она представлена в главном салоне. В парадной спальне представлена постель герцогини по чертежам известного декоратора XVIII века Николя Пино, в то время как пианино Эрар 1874 года напоминает о дополнительной функции комнаты - музыкальном салоне.

Китайская гостиная мадам де Помпадур

Китайская гостиная мадам де Помпадур
Шато Шан-сюр-Марн, 1740-е годы

Китайская гостиная, расписанная Кристофом Юэ, славится живописными экзотическими сценами. Причудливый Восток изображен через повседневные сцены жизни, такие как охота, рыболовство или садоводство. Изделия из дерева, окрашенные и резные, поражают своей исключительной красотой. Пилястры в гостиной зале и музыкальном салоне отмечают торжественность этих парадных помещений. До сегодняшнего дня сохранились роскошные декоративные элементы в стилистике рококо, расписанные Кристофом Юэ около 1740 года. Деликатность и одновременно с этим богатство деревянного декора в парадных залах, украшенных орнаментами из птиц, в том числе величественных павлинов, также заслуживают внимания.

Дворец Шан-сюр-Марн

К сегодняшнему дню во дворце Шан-сюр-Марн прошли съемки более шестидесяти фильмов, в том числе «Опасные связи» Стивена Фрирза в 1988 году, «Насмешка» Патриса Леконта в 1996 году, «Мария-Антуанетта» Софии Копполы в 2006 году и сериал «Версаль» в 2015 году. Дворец предлагает своим гостям круглогодичную богатую и разнообразную культурную программу: выставки, концерты, национальные праздники и мероприятия (Дни европейского наследия, Ночь музеев, Встречи в садах…)

С 1971 года Шан-сюр-Марн находится под патронажем Министерства культуры и массовых коммуникаций; дворец управляется Центром национальных памятников.

Дворец Шан-сюр-Марн

Дворцовые сады

Дворцовый парк, раскинувшийся на 85 гектаров, является приятным местом для прогулок среди тенистых рощ и элегантных статуй. В 900 метрах внизу расположена река Марна с исключительной красоты заводями. Вдалеке виднеется скульптурная группа Аполлона со своими лошадьми, созданная по образцу XVII века в гроте Фетиды в Версале. Также можно увидеть скульптуры нимфы Сциллы, превращенной в монстра, в окружении собак и змей в отравленном фонтане. Чертеж этой работы был задуман в XVII веке Лебреном для замка Со, но не был реализован.

Парк был разработан около 1702 года Клодом Дего, учеником и племянником Ле Нотра. Сады были восстановлены около 1895 года по просьбе Каэн д’Анвер озеленителями Анри и Ахиллом Дюшенами, которые создали сад в классическом стиле, расположенный в пейзажном английском парке. Сад украшен копиями Аполлона Бельведерского и Дианы Охотницы, античных статуй, сохранившихся в музее Ватикана и, соответственно, в Лувре. В парке также расположена оранжерея, разработанная в XIX веке Вальтером-Андре Детайёром как имитация XVIII века.

За пределами регулярного сада лежит тихая роща. Там бюсты древних философов, статуи Венеры, Флоры и молодого охотника выглядывают из сочной зелени, словно загораживая итальянскую крестильную чашу XVI века. Красота дворцового парка принесла ему статус «Знаменитого сада» Министерства культуры и коммуникации Франции. Этой чести удостаиваются сады, представляющую собой исключительную эстетическую ценность, а также те, которые ведут успешную работу с публикой. Сопутствующие услуги (планы и карты, аудиогиды на трех языках, экскурсии и тактильные макеты) облегчают посетителям визит.


Оставьте свой комментарий:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Виньетка

Если Вы желаете опубликовать статью, материалы исследовательских работ, поделиться опытом или высказать свое мнение по вопросам, касающимся сохранения и использования памятников истории и культуры, высылайте информацию в редакцию журнала: red@ohrangos.ru